Аутсорсинг персонала: нарастающий тренд в условиях экономической нестабильности

Аутсорсинг персонала набирает популярность: на фоне кадрового дефицита возможность не искать исполнителей, а передать часть задач подрядчикам позволяет поддерживать постоянный рост производства и реализацию планов. В этой статье подробнее о том, почему аутсорсинг персонала выгоден для бизнеса, как организовать этот процесс и на что обратить внимание, чтобы избежать рисков, рассказал Андрей Смолин — предприниматель, эксперт по антикризисному управлению, генеральный директор и учредитель компании ООО «ПрофСервис Центр».

Что такое аутсорсинг персонала

На аутсорсинг часто передаются работы, которые не являются ключевыми задачами для бизнеса. Например, это могут быть погрузка и разгрузка, сортировка и упаковка товаров. Такие работы не требуют длительного обучения и высокой квалификации от специалистов. Поэтому аутсорсинг позволяет бизнесу получать необходимое качество услуг за минимальные деньги.

Владелец бизнеса, обращаясь к услугам аутсорсинговой компании, получает готовый результат и не участвует в процессе его достижения. Известно, что сэкономить на подборе и обучении своего собственного персонала не получится — это задача, требующая значительных временных и финансовых затрат. Если же передать эту работу на аутсорсинг профессионалам, которые обладают навыками подбора, адаптации и контроля за работой новых сотрудников, можно значительно сэкономить время и деньги. Ведь не нужно содержать собственный HR-штат, платить зарплату, оформлять соцпакет, проводить обучение и т. д.

В приведённой ниже таблице — пример расчёта расходов компании на персонал. Экономия при использовании аутсорса составила 1,5 миллиона рублей в месяц.

Пример того, сколько составляют расходы компании на сотрудника, если он в штате, и сколько, если пользоваться услугами аутсорсинговой компании.

Кому подходит аутсорсинг персонала

Сегодня аутсорсинг персонала может стать эффективным решением для компаний из любых отраслей. Внешним подрядчикам можно передать не только логистические операции, но и производственные функции, включая производство продуктов питания, несложных технических изделий, где качество выполняемой работы можно проконтролировать.

Отдел продаж, занимающийся первичными звонками или приёмом входящих обращений, тоже может быть передан на аутсорсинг, так как в этой сфере есть чёткий скрипт, измеримые данные и возможен быстрый контроль.

Строители активно используют аутсорсинг, привлекая готовые бригады на конкретные, часто повторяющиеся виды работ. Например, разнорабочие: там, где нет конкретных измеримых вариантов действий, но требуется грубая рабочая сила и простой контроль.

Инструкция, как передать часть функций компании на аутсорсинг

  1. Структурируйте все процессы и замерьте конечный ожидаемый результат, чтобы понимать, какие задачи и как должны быть выполнены.
  2. Пропишите техническое задание для внешних компаний аутсорсинга по реализации описанных основных бизнес-процессов.
  3. Разместите на тендерных площадках техническое задание, получите отклики и рассмотрите каждую компанию по стандарту. По заявке вам будет поступать достаточно много откликов. Здесь важно проверить саму компанию, её финансово-хозяйственное состояние и также опыт работы.
  4. Протестируйте работу аутсорсинговой компании на небольшой группе внештатных специалистов: 2–3, максимум 5 человек в день. Каждый должен адаптироваться на данные позиции, а если сразу привести много сотрудников, будет сложно уделить им достаточно внимания и люди могут уволиться.
  5. Контролируйте качество работы ежедневно. Это можно делать, используя учётный лист, где будут зафиксированы Ф. И. О. исполнителей, количество оказанных услуг, подпись представителя заказчика, а также будут проставлены либо оценки, либо конкретные нормы выработки. Это позволит видеть, как идёт работа, какие приносит результаты и что нужно корректировать.

Нюансы организации и работы с аутсорсинговыми компаниями

На рынке встречаются компании, которые злоупотребляют доверием заказчика и могут заходить на тендер только ради того, чтобы получить контракт, при этом не собираясь выполнять весь ожидаемый объём работ. Поэтому перед сотрудничеством обязательно встретьтесь с представителем компании-кандидата и оцените уровень их менеджмента. На основе полученной информации можно будет составить представление о возможностях и недостатках этого подрядчика.

На что обратить внимание, чтобы избежать возможных рисков:

  1. Финансовая надёжность организации. То есть способность контролировать поступление и расход денежных средств и оплачивать услуги своих сотрудников.
  2. Достаточный штат сотрудников. Сейчас, когда на рынке труда наблюдается нехватка квалифицированных кадров, количество сотрудников в аутсорсинговых компаниях становится особенно важным. Поэтому такие компании должны иметь мощный отдел подбора персонала и хорошую репутацию как надёжный работодатель.
  3. Работа на результат. Важно, чтобы аутсорсинговая компания осознавала, что её задача — достижение конкретных результатов, за которые платит заказчик. Если же компания будет просто набирать персонал или, как у Гоголя, «продавать души», то ни для заказчика, ни для самой аутсорсинговой фирмы в этом не будет смысла. Такие подрядчики, как правило, быстро закрываются, а заказчик остаётся с невыполненными работами.

Любой бизнес нужно организовывать так, чтобы с ним могли эффективно работать компании, представляющие аутсорсинг персонала. Тогда сам бизнес получает практически неограниченные возможности для роста. Владелец и руководство уже не занимаются формированием кадрового резерва — это делают компании-подрядчики. Задача управляющих бизнесом заключается только в правильном распределении расходов и получении заказов. Таким образом, у аутсорсинга персонала огромное будущее и в ближайшие 10 лет он точно будет активно развиваться по всей России.


На главную блога

✱ Мнение авторов и экспертов может не совпадать с позицией редакции hh.ru